Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Детский сад – отдельно стоящее, трехэтажное здание, имеющее центральное отопление, воду, канализацию, сантехническое оборудование. В учреждении функционирует 17 групп. В состав каждой групповой ячейки входят:
Групповая ячейка содержит:
— раздевальную (приемную) комнату – для приема детей, переодевания детей и хранения их одежды, просушки верхней одежды;
— групповую комнату – для проведения игр, занятий и приема пищи;
— спальню – для организации дневного сна;
— буфетную комнату – для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды;
— туалетную комнату с отдельными кабинками для девочек и мальчиков, отдельный туалет для сотрудников, умывальную.
Имеются отдельные физкультурный и 2 музыкальных зала, методический кабинет, 1 кабинета педагога — психолога , 2 кабинета учителей-логопедов. Все кабинеты, групповые помещения, залы имеют необходимое оборудование и материалы для проведения практической деятельности с детьми имеющими ОВЗ.
Объекты для проведения практических занятий
Имеются отдельные физкультурный и 2 музыкальных зала, методический кабинет, 1 кабинета педагога — психолога , 2 кабинета учителей-логопедов. Все кабинеты, групповые помещения, залы имеют необходимое оборудование и материалы для проведения практической деятельности с детьми имеющими ОВЗ.
Библиотека
В МБДОУ имеется помещение, отведенное под библиотеку. Весь книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении и включает в себя: книги для педагогов (методическая и справочная литература) и книги для воспитанников (сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских поэтов и писателей).
Детские книги подобраны в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и возрастными особенностями воспитанников. Также в соответствии со стандартами дошкольного образования для осуществления образовательного процесса детский сад в необходимой степени укомплектован наглядными демонстрационными материалами.
Спортивные объекты
Для занятий спортом в ДОУ созданы все условия, в наличии отдельный физкультурный зал, 1 спортивная площадка, 1 мини — стадион, оборудованная в соответствии с требованиями СанПиН. Спортивный зал оснащен волейбольными сетками, баскетбольными щитами, гимнастическими скамейками, гимнастическими палками, матами, шведскими стенками, мячами, обручами и другим необходимым оборудованием. В зале осуществляются занятия с детьми с ОВЗ. На площадке имеется: беговая дорожка, полоса «препятствий», игровое поле для игр с элементами спорта (футбол, волейбол, баскетбол, городки, бадминтон), игровые прогулочные площадки имеют место для подвижных игр, создана «тропа здоровья».
Средства обучения и воспитания
Игровые комнаты каждой возрастной группы имеют разнообразные центры: центр экспериментирования, музыкальный центр, центр изоискусства, центр театрализованной деятельности, центр познавательного развития, центр развития речи (литературный центр), спортивный центр, центр конструирования, центр ОБЖ и т.д. Созданы условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Предметно-развивающая среда ДОУ служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Для решения проблемы повышения качества образования, на основании ст. 28, 30 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в ДОУ функционирует внутренняя система оценки качества дошкольного образования (ВСОКДО). Данная работа позволяет проектировать, моделировать, систематически преобразовывать РППС, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка. Анализ предметно-пространственной среды в группах показал, что компоненты среды соответствуют реализуемой программе и отражают направленность ДОУ. В каждой возрастной группе воспитанники имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования. Для обеспечения вариативности в группах созданы «уголки уединения». Группы оснащены полифункциональными материалами: ширмами, наборами детской мебели, театрами, что дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
На прилегающей к МБДОУ д/с № 14 территории располагается парковка, где могут оставлять машины, в том числе маломобильные группы населения.Вход на территорию ДОО осуществляется через центральную калитку. Около центрального входа имеется тактильная табличка учреждения, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля: название учреждения, адрес, телефон, режим работы), кнопка вызова, тактильная пиктограмма для кнопки вызова персонала (дублирование рельефно-точечным шрифтом Брайля). Отдельные входы и выходы из МБДОУ д/с № 14 на игровую площадку оборудованы пандусами для передвижения детей и родителей с ограниченными возможностями.
На центральном входе оборудован центр безопасности (вахта), куда поступает сигнал от кнопки вызова персонала на центральной калитке, где дежурит с 07.00 – 19.00ч. ежедневно сотрудник прошедший инструктирование, предоставляющий услуги маломобильным группам населения.
На центральной лестнице расположена необходимая для ознакомления зрительная информация и информационные указатели. Ступени лестницы оклеены информационными указателями направления движения.Все двери МБДОУ д/с № 14 имеют расширенные дверные проемы и контрастную маркировку на стеклянных дверях.В МБДОУ д/с № 14 лестничные марши имеют контрастную окраску первой и последней ступени лестниц.
МБДОУ д/с № 14 оборудованы тремя лифтами: двумя грузовыми и пассажирским. Пассажирский лифт предназначен для передвижения детей и родителей с ограниченными возможностями здоровья в кабинеты дополнительного образования на всех этажах МБДОУ д/с № 14.Грузовой лифт – для подачи пищи на этажи МБДОУ д/с № 14 с пищеблока и подъемник на пищеблоке – для выполнения норм охраны труда обслуживающего персонала.
Специальные условия питания
На физическое развитие детей, их устойчивость к заболеваемости большое влияние оказывает выполнение натуральных норм питания, поэтому вопрос организации рационального питания детей на постоянном контроле у руководителя и медицинского персонала.
В МБДОУ д/с №14 работает пищеблок, оснащённый технологическим оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН. В штате 3,5 ставки повара; 1,5 ставки кухонного рабочего.
Мероприятия по организации детского питания ведутся в соответствии с требованиями федерального законодательства (ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), санитарных норм (СанПиН «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Ежедневное меню составляется на основании «Основного меню для питания детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение», разработанного медицинским персоналом МБДОУ.
Ассортимент формируется с учетом норм питания по основным продуктам на одного ребенка в день. В соответствии с этими нормами, в рацион включены продукты, которые ребенок должен получать ежедневно: молоко, мясо, овощи, крупы, сливочное, растительное масло, сахар, хлеб, соки. Такие продукты как рыба, яйца, сыр, сметана, творог, фрукты, кондитерские изделия периодически включаются в меню не менее 2-3 раз в неделю. Дети получают дополнительное питание – второй завтрак в виде соков или фруктов. Состав меню меняется в зависимости от сезона. В летний период увеличивается количество свежих овощей. В весенне-зимний период дети получают поливитамины с микроэлементами. В меню детей включена йодированная соль с целью пополнения рациона микронутриентами.
За организацией питания детей в детском дошкольном учреждении осуществляется регулярный контроль. Постоянно ведутся накопительные ведомости основных продуктов, полученных детьми за месяц.
Бухгалтерский, технологический и диетологический учёт питания в ДОУ осуществляется в программе «1:С- Дошкольное питание 8». Это позволяет:
— В автоматическом режиме, с учетом данных технологических карт приготовления блюд, установленным показателям и критериям качества рациона питания, а также исходя из данных о наличии продуктов питания в кладовой учреждения, формировать меню текущего дня;
— Автоматизировать процесс учета и расхода продуктов питания;
— Осуществлять мониторинг рациона питания по всем показателям пищевой ценности используемых продуктов;
— Планировать поставки продуктов питания в учреждение;
— На основании данных табеля посещения учреждения строить возвратное и дополнительное меню.
В систему включены:
— Справочник типовых технологических карт приготовления блюд. Документ содержит более 200 технологических карт, составленных в соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими процесс организации питания в дошкольных образовательных учреждениях. Технологическая карта содержит информацию об используемых продуктах, способах их предварительной обработки; пищевой и энергетической ценности блюда; технологии приготовления;
— Справочник продуктов питания, используемых при приготовлении блюд. В нем реализован механизм учета сезонных потерь продуктов питания при их переработке;
— Библиотека шаблонов типовых периодических меню питания.
Типовое меню питания может быть детализировано пользователем системы по категориям довольствующихся.
Результатом работы являются: — Меню текущего дня; — Меню-требование; — Дополнительное и возвратное меню; — Накопительные ведомости по приходу и расходу продуктов питания; — Бракеражная ведомость; — Аналитические отчеты о наличии продуктов питания в учреждении, качестве рациона питания; — Оборотные ведомости по расходы (приходу) продуктов.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет старшая медицинская сестра, медицинская сестра. Медицинский блок представлен процедурным кабинетом, кабинетом медицинской сестры, двумя изоляторами.
Доступ к информационным системам
Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников дошкольное учреждение в достаточном количестве оснащено техническими средствами, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. в наличии 10 компьютеров, 5 из них в локальной сети и имеют доступ к сети Интернет. Имеется: 6 принтеров, 4 сканера, факс, медиопроектор, телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат. Во всех группах имеются магнитолы. В музыкальном зале — 2 музыкальных центра, медиатека.
В методическом кабинете в достаточном количестве имеются:
- Плакаты;
- Наглядно-дидактический материал;
- Демонстрационный материал;
- Энциклопедии;
- Видеодиски с развивающими играми;
- Серии картин;
- «Дидактические игры и др.
В МБДОУ д/с №14 в течение последних лет успешно внедряется информационно-аналитическая система «1С Бухгалтерия: Дошкольное питание», которая предназначена для автоматизации процессов, связанных с планированием и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.
Электронные образовательные ресурсы
В ДОУ активно внедряются информационно-коммуникативные технологии в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста. В методическом кабинете для организации образовательной деятельности с детьми создана медиатека, которая содержит следующие разделы:
- мультимедийные презентации;
- видеоролики;
- обучающие мультфильмы;
- обучающие программы.
Специальные технические средства обучения
Представление информации на сайте ДОУ в сети «Интернет» имеет возможности увеличения и просмотра страниц сайта инвалидами по зрению.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеются: оборудованные логопедические кабинеты, кабинеты педагогов –психологов.
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофон, фотоаппарат.
Кабинет учителя- логопеда содержит:
— материалы и игры по темам;
— зеркало с лампой дополнительного оснащения;
— комплект зондов для постановки звуков;
— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
— логопедические альбомы для обследования;
— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
— настольно-печатные дидактические игры;
— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ д/с №14 отсутствуют.